Телефонный справочник фирм: сантехника, цемент, металлопрокат, кровля, кирпич, насосы, бетон, пиломатериалы, арматура, метизы, труба, трубопроводная арматура, фланцы, фитинги   Главная      База цен      Наши издания      Интернет магазин      Контакты      Карта сайта      English version   Deutsch Version
ЗДЕСЬ ПОКУПАЮТ И ПРОДАЮТ
Новый сайт

О НАС

Информация издательства

Анонсы

Выставки

Новости рынка

 

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА: ЧЕРНЫЙ МЕТАЛЛОПРОКАТ 2005 г.

  Борис Руда, к.т.н., главный эксперт ЗАО «Маркетинг Союз»
  
  
  КОНЪЮНКТУРА РЫНКА: ЧЕРНЫЙ МЕТАЛЛОПРОКАТ 2005 г.
  (От двух до пяти)
  
  Новый год – это всегда новые надежды. Поскольку год уже твердо вступил в свои права, проследим, насколько эти надежды, как всегда носящие оптимистичный характер, обоснованы. Современный российский промышленный рынок черного металлопроката, история которого насчитывает уже 13 лет, развивался за эти годы достаточно динамично, являя собой картины как подъемов, так и спадов.
  Высокая конъюнктурная чувствительность данного рынка позволяет использовать его для оценки ситуации на российском товарно-промышленном рынке и по другим отраслям промышленности, несмотря на естественные отраслевые особенности, что отражает уже общеэкономические трансформации.
  
  
  Безусловно, нагляднее всего представить конъюнктуру рынков в виде конкретных цифровых показателей, значения которых отражают ее качественные характеристики: «хорошо», «плохо», «улучшение», «ухудшение». За динамикой конъюнктуры проще всего проследить по изменениям платежеспособного спроса внутреннего рынка потребителей промышленной продукции. Соответствующие изменения данного экономического показателя определяют и будущие объемы производства, и динамику запасов готовой продукции, и цены на саму продукцию. Так что вполне закономерно в Российском бюллетене конъюнктурных опросов динамика платежеспособного спроса неизменно стоит на первом месте (www.iet.ru). Данные получены по методике опроса руководителей промышленных предприятий различных отраслей, около 800 предприятий.
  Используемая нами методика базируется на статистической обработке ценовых показателей производителей и трейдеров, общее число которых ежемесячно составляет около 200 тысяч, значительно превышая по объемам представляемой информации другие известные аналогичные базы (www.msouz.ru). Мониторинг по рынку производителей проводим ежемесячно, по рынку трейдеров – еженедельно, начиная с 1996 г. (рис. 1). По мнению автора, лишь совместный анализ цен производителей и цен трейдеров может дать ответ, и ответ достаточно адекватный, о качественном состоянии рынка.
  Оценим состояние рынка по отдельным хронологическим этапам, достаточно характерным для анализа его состояния, используя для наглядности не предложенные автором диапазоны вариации 1,00 и 1,25, а более привычные учебные оценки от двух до пяти.
  Отечественный рынок докризисного и ближайшего послекризисного периода до лета 1999 г., несомненно, заслуживает «двойки». Подобная негативная оценки подтверждается данными Росстата, нашедшими свое отражение в ведомственной форме, отражающей долю неденежных расчетов, составляющих на тот период большую половину – свыше 60%.
  Обратимся к следующему хронологическому периоду с осени 1999 г. по декабрь 2000 г. Данный период, несмотря на внешние показатели, отличной оценки не заслужил, скорее это «хорошо». Причина в том, что активность рынка тогдашнего периода определялась в большой степени дефицитом металлопродукции. Но это первый в истории отечественного товарно-промышленного рынка период, когда характеристические показатели, хоть и достаточно формально, соответствовали рыночным. К сожалению, данный период был непродолжительным.
  Хронологический этап 2001 г. вплоть до второго полугодия 2002 г. следует оценивать достаточно негативно. Если либерализовать подход, то он оценивается на тройку с минусом, да и то только потому, что состояние платежеспособного спроса в докризисный период было еще хуже.
  Для справедливости следует отметить, что такие позиции металлопроката, как лист и труба заслуживали в этой период твердой тройки.
  Последующий хронологический этап со второго полугодия 2002 г. по октябрь 2004 г., хотя и формально, заслуживает оценку «отлично» или «хорошо». Причина в неадекватном ответе трейдеров на рост платежеспособного спроса рынка в первом квартале 2004 г., которые повысили цены до уровня, оказавшегося для потребителей слишком высоким, и вынуждены были снижать цены. Примем оценку до начала 2004 г. «отличной», 2004 г. – «хорошей».
  Обращаясь к оценке конъюнктурной ситуации 2005 г., начнем с ценовой динамики (табл. 1).
  
  Усредненные показатели ценовой динамики как по рынку трейдеров, так и по рынку производителей достаточно близки – 3,5-4%. При этом арматура и катанка явились лидерами ценового спада, как до этого были лидерами ценового роста.
  Активность рынка металлопродукции в 2005 г. оценена нами на твердую тройку, располагаясь на предельно низком уровне рыночной зоны.
  Сравним наши оценочные данные с аналогичными данными, полученными в лаборатории конъюнктурных опросов, начиная с периода снижения рыночной активности (www.iet.ru).
  Сентябрь 2004 г. – «Сентябрьское снижение интенсивности продаж пока не беспокоит предприятия».
  Октябрь – «Сведения сохраняют признаки скорого восстановления заминки роста».
  Ноябрь – «Неоднозначность выводов о сохранении тенденции подъема».
  Декабрь – «Первые данные выпуска в декабре, на первый взгляд, выглядят оптимистично. Однако избыточность запасов заставит предприятия в ближайшие месяцы снизить интенсивность выпуска».
  Январь 2005 г. – «Небольшое увеличение темпов роста промышленного производства в декабре и тремя неделями позднее, показанное официальной статистикой, не стало началом периода восстановления прежней динамики».
  Февраль – «Прогнозы роста экономики можно пересматривать в сторону увеличения».
  Март – «Укрепление положительных тенденций в российской промышленности. Темпы роста продаж достигли значений, не регистрировавшихся ни разу в 1993-2005 гг.».
  Апрель – «Замедление темпов роста выпуска».
  Май – «Показал ожидаемые результаты: абсолютное снижение спроса вызвало адекватное замедление выпуска у большинства предприятий».
  Июнь – «Спрос не позволяет «разогнаться» российской промышленности».
  Сентябрь – «Не принес долгожданного оживления российской промышленности».
  Октябрь – «Не дает оснований для надежды на бурный «спурт» российской промышленности в конце года».
  Ноябрь – «Прекращение падения спроса и низкий уровень запасов готовой продукции, возможно, позволят продемонстрировать в ноябре (вероятно, в декабре) более уверенный рост, чем тот, что имел место в середине года. Однако приближающийся январский «мертвый» сезон, скорее всего, притормозит начавшийся разгон производства».
  По нашим данным, январский «мертвый» сезон как фактор сезонности просматривается статистически, так что прогнозировать январские показатели просто – изменений, тем более резких, не будет. Корреляционные связи между нашими оценочными данными и данными ИЭПП по оценке конъюнктуры рынков при больших лагах тесные, что позволяет говорить не только о рынке черного металлопроката, но и промышленности в целом. Все отрасли, несмотря на отдельные особенности, работают на одном и том же внутрироссийском рынке.
  Исследованы, в частности, корреляционные связи между имеющимися показателями вывоза капитала и активностью рынка, в данном случае металлопродукции. Корреляционные связи тесные (r = - 0,73).
  Аналогично прослежены корреляционные связи между динамикой ВВП за 2002-2004 гг. и 2005 г. (прогноз) и нашими качественными оценками рынка. Корреляционные связи тесные (r = - 0,99), близки к функциональным.
  Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что имеется способ, дающий достаточно адекватный и оперативный ответ о состоянии активности рынка по ценовым показателям, дополняющий другие применяемые ныне методики, число которых, если не брать методики описательные, весьма ограничено.
  Большинство аналитиков рынка делает акцент скорее на внутренних факторах, влияющих на себестоимость продукции. Но и общие тенденции мирового рынка также учтены: цены, объемы производства и экспорта, импорта и т.д. Отрицать необходимость подобного подхода к анализу рынка невозможно, но создать общую математическую модель, включающую в себя определяющие показатели и дающую однозначный количественный ответ, пока никому, в том числе и автору, на сегодня не удалось. Поэтому был выбран основной (не только по мнению автора) экономический показатель, динамику которого автор пытается количественно отразить.
  Насколько это удалось, судить читателю.
  

02.08.2006 16:44 Информация по материалам []