ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ; Технологии возврата долгов
Значительное преобладание товаров и услуг над покупательской способностью потребителей вызвало к жизни множество гибких схем оплаты: кредит, оплата по факту, рассрочка платежа и т.д. Однако недостаточная юридическая проработка условий сотрудничества предприятия-поставщика с заказчиком сделала возможными ситуации, когда товары отпущены, услуги оказаны, а оплата так и не произведена.
Рано или поздно каждый человек, организация, независимо от уровня благосостояния, осмотрительности, опыта сталкивается с проблемой долгов.
Кому должен, прощаю…
Отказать, когда просят деньги в долг, сложно. Особенно, если обещают выплачивать проценты. Или убедительно рисуют головокружительные финансовые перспективы от планируемых инвестиций. «Честное слово» - по-прежнему встречается, но не всегда выполняется. По разным причинам.
Не будем оригинальны, сказав, что легче избежать возникновения долгового конфликта, нежели урегулировать его. Однако, как отказать близкому знакомому, оказавшемуся в затруднительной ситуации, как выдержать конкуренцию на рынке, требуя 100% предоплату, когда иными участниками предлагаются различные варианты с отсрочкой платежа и т.д.
Результатом подобных обдуманных и не вполне обдуманных действий зачастую становятся новые кредитно-долговые конфликты.
Нужно ли добиваться возврата долга – решать вам. Только хочется обратить внимание на один психологический момент. Ваши менеджеры по продажам ожидают, что от агрессивной внешней среды их должно защищать высшее руководство компании, в которой они работают. Особенно, если неоплаченная сделка была проведена в соответствии с вашим корпоративным стандартом. Как правило, они положительно реагируют на ваши действия по возврату долгов и активно вас поддерживают в процессе, предоставляя и добывая важную информацию о должнике – но это уже не их работа.
Более чем в 60% случаев, проблемы с задолженностью решаются путем переговоров и принятия конструктивных взаимовыгодных условий возврата долга положительно. Но результат во многом зависит от того, насколько хорошо вы подготовились к этим переговорам.
Пути разрешения кредитно-долговых споров, стратегия и тактика переговоров о возврате долгов
Их можно условно разделить на:
1.Самостоятельное разрешение;
2.Официальное (судебное) разрешение;
3.Обращение к криминальным структурам;
4.Обращение в официальные силовые структуры;
5.Обращение в организации, специализирующиеся на решение долговых вопросов.
Подготовка
Перед тем, как начинать, убедитесь в платежеспособности вашего должника. От понимания с кем Вы работаете (недобросовестным участником рынка или компанией, у которой временные трудности) будет зависеть, что делать дальше.
Но даже если на текущий момент он неплатежеспособен, не факт, что «плакали ваши денежки». Выясните причины такого положения и просчитайте возможные способы его изменить.
Самостоятельное разрешение
долгового конфликта
Единственным безусловным плюсом самостоятельного урегулирования долгового спора является относительная малозатратность, отсутствие необходимости платить за услуги.
Среди минусов можно отметить следующие:
1.Отсутствие опыта работы с долгами, что приводит к неоправданно большим затратам времени и сил, а зачастую и к неблагоприятным ситуациям.
2.«Увязка» в конфликте, когда личный негатив кредитора берет верх над здравым смыслом.
3.Отсутствие смены сторон конфликта. Как бы должник ни уважал (боялся и пр.) кредитора, он привыкает к нему как «крыса к яду», знает, когда и каких действий от него ждать, и как на это реагировать. Если же несмотря на все их усилия конфликт заходит в тупик, предпринимаются иные варианты его разрешения. От того к какому пути обратится кредитор, обычно зависит и сам успех возврата долга.
Шаг первый: определите цель
Как ни странно, она может быть разной в каждом конкретном случае.
Например, Ваш должник (юридическое лицо) ранее работал с вами продолжительное время. Все договоренности по оплате ваших товаров/услуг выполнял вовремя. И вдруг, не оплатил последнюю сделку полгода назад. Очевидно, что вы не только хотите и в этот раз получить свои деньги, но и восстановить взаимовыгодное сотрудничество.
Или, это был первый заказ нового контрагента, и была предоплата 60, 70 или даже 80% от суммы сделки и вам осталось вернуть совсем немного. Более того, на фоне этой ситуации вы внутренне приняли решение прекратить дальнейшее сотрудничество с этим контрагентом.
Или, это единственный пример недобросовестности вашего партнера по бизнесу. Вы уже сделали для себя правильные выводы. Провели мероприятия по предупреждению подобных инцидентов в будущем, и все стало хорошо. А сейчас так не хочется «о грустном», «о прошлом»… Значит, и не надо.
Шаг второй: юридическая подготовка
Изучите юридическую и правовую базу, соответствующую вашей текущей ситуации. Не пожалейте личного времени на изучение законов и короткие консультации с профессиональным юристом, когда у вас появятся конкретные сомнения и вопросы.
Перед обращением к юристу соберите копии первичных документов по сделке: договор, счет, акт приемки-сдачи работ и/или накладную, подтверждающую отгрузку с подписью (печатью) заказчика, подтверждающей, что товары/услуги им получены, с датой получения.
Официальное (судебное) разрешение
долгового конфликта
Данный способ разрешения долгового конфликта является недешевым (судебные пошлины, услуги адвокатов) и, как правило, малоперспективным. Обращение в суд оправдано только в следующих случаях:
1.У должника имеются легко реализуемые активы (ликвидные активы, счета), на которые можно наложить арест в момент подачи иска.
2.Истекает срок исковый давности и необходимо пролонгировать кредитно-долговые отношения.
В остальных случаях обращение в суд не имеет смысла. При положительном решении суда и при отсутствии желания должника гасить долг, кредитор сталкивается с процедурой исполнения, которая наглядно показывает беззубость нашего сегодняшнего закона.
Шаг третий: досье
Продолжайте изучать своего должника. Собирайте информацию о нем, его партнерах, клиентах, деловых связях, дочерних предприятиях, учредителях. Возможно, в его окружении есть и другие «не солоно хлебавшие» кредиторы. О последних – особенно осторожно и конфиденциально. Не открывайте сразу, что тоже хотите вернуть с недобросовестного участника рынка свои деньги: этим вы обнаружите себя. Тогда появятся конкуренты там, где вы не ждали – в процессе возмещения долгов.
Выясните, насколько ваш должник ответственен за свои долги перед вами с учетом формы собственности его бизнеса (например, ООО, ЗАО, ОАО, ИЧП, ПБОЮЛ).
К слову сказать, этот правовой вопрос должен прорабатываться на предприятиях еще до вступления в стадию переговоров о продаже чего-либо. Выработанная корпоративная политика должна быть доведена до каждого менеджера, работающего с клиентами.
В зависимости от степени материальной ответственности юридических лиц (клиентов), имеющих разную форму собственности, до подписания договора о сотрудничестве сотрудникам коммерческого отдела определяются разные условия для проведения сделок.
Если своевременно проработать этот вопрос и подготовить варианты типовых договоров для разных категорий клиентов, риск столкнуться с проблемой по платежам будет почти нулевым.
Например, компании, на 100% отвечающие своими основными фондами (активами и пассивами) и даже личной собственностью владельцев за долги перед партнерами по бизнесу, могут оговорить в договоре право на оплату по факту получения товара/оказания услуг.
Но приглядеться к ним все равно надо. Здесь тоже могут быть подводные камни. Компании, не обремененные такой степенью ответственности действующим законодательством РФ, по условиям вашего договора могут получить товар/услугу только после стопроцентной предоплаты. В прочих случаях, 50/50, 60/40, 80/20, или любое другое условие, которое вас устраивает по соотношению риска прибыль/убыток.
Но ваша задача – прописать все эти варианты договоров и объяснить своим менеджерам, с кем и на каких условиях можно работать.
Смелее в бой!
А сейчас у вас есть должник. И ваша цель носит тройственный характер: вернуть деньги, минимизировать временные и финансовые расходы на «процесс возврата» и, возможно, сохранить перспективу дальнейших взаимовыгодных отношений с должником. Но без должной подготовительной работы ни одна из этих задач не будет достигнута, потому что реально оценить необходимые временные и финансовые затраты можно только после детального изучения ситуации. Ситуации разные – решения тоже.
Когда вы проведете всю подготовительную работу, как это описано выше, в ваших руках соберется много козырей для выбора стиля переговорного процесса и его длительности. В этот момент разумно оценить вероятность при необходимости передачи дела в суд, а также свою личную моральную, временную и финансовую готовность к подобному развитию событий. Одним словом, представьте себе худшее. Это позволит найти правильный путь и обойти преграды.
Стили и длительность переговоров могут быть разными. Иногда достаточно одного раунда, иногда двух или трех. Но, если ваша «разведка» донесла, что должник на грани банкротства, ищите другие пути возмещения своих средств. И дай вам бог, оказаться первым в очереди таких же кредиторов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Взыскание долгов с юридических и физических лиц досудебное разрешения конфликтов, внесудебный возврат долгов а так же все виды юридических услуг. www.onlyway.ru + 7 (095) 917-58-50, 921-60-02
30.06.2005 12:18 |
Информация по материалам [ ] |
|
|