СТРАХОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Новый Градостроительный кодекс, проект которого во втором чтении рассматривается сейчас Государственной думой, с нетерпением ждут российские и зарубежные инвесторы, проектировщики, строители и страховщики.
Введение в действие нового свода законов, который будет регулировать отношения всех участников градостроительной деятельности, затронет и горожан, которые покупают квартиры в новостройках, посещают новейшие торговые и развлекательные комплексы, да и просто практически сосуществуют рядом с опасными зонами - стройплощадками.
езусловно, новый Кодекс будет очень важной императивной нормой, обеспечивающей цивилизованные условия строительно-инвестиционной деятельности. Характерной особенностью настоящего законопроекта является комплексный подход к регулированию всех аспектов взаимодействия субъектов градостроительных отношений, включая меру ответственности каждого из них за причинение возможного вреда в процессе профессиональной деятельности.
Одним из главных, и достаточно прогрессивных способов защиты интересов всех сторон разработчики Кодекса выбрали страхование. Они значительно уменьшили роль других способов минимизации строительных рисков, например, административных барьеров и экспертиз, и сделали главный упор на введение обязательного страхования лицами, ответственными за проектирование и строительство своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу.
Казалось бы, страховые компании должны приветствовать введение обязательного страхования в строительстве, ведь оно, как и обязательное автострахование, может стать для них новым доходным бизнесом. Но для страховщиков, как и для их клиентов-строителей важно, чтобы страхование позволило реально разрешить существующие проблемы по возмещению ущерба, который может быть нанесен третьим лицам в процессе строительства.
Опираясь на опыт нашей компании, а на рынке страхования строительных рисков САО «ГЕФЕСТ» работает более 10 лет, хотелось бы отметить некоторые недоработки законопроекта, касающиеся непосредственно страхования.
Например, в Кодексе масса неясностей, касающихся того, кто конкретно и в каких ситуациях должен стать страхователем. Непонятно, обязаны ли страховать свою ответственность органы государственной власти и местного самоуправления, которые часто выступают застройщиками. И кто должен выступать страхователем на стадии проектирования – проектная организация как юридическое лицо или лично сам проектировщик.
Так же не прописано четко кому, в какой последовательности и в каких размерах будет выплачиваться страховое возмещение. Ведь вред даже только в процессе строительства может быть причинен очень многим: подрядчику, эксплуатирующей организации, долевому собственнику, случайному прохожему и, наконец, окружающей среде.
Еще пример: лимит ответственности по ущербу, нанесенному имуществу третьих лиц, установлен в размере 1 млн рублей – одинаковый для индивидуальных коттеджей и для объектов транспортной инфраструктуры. Однако, при строительстве Лефортовского тоннеля в Москве, страховщиком которого была наша компания, размер возможного ущерба по оценкам головного Научного Центра транспортного строительства, НИИ оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова, а также Московского государственного строительного университета составил 2 млрд рублей. Очевидно, что при установленном лимите, без дифференциации строительных объектов, обязательное страхование не способно стать социально эффективным механизмом, гарантирующим реальное возмещение ущерба пострадавшим. И уж тем более в случае предполагаемого Кодексом упрощения прохождения централизованной системы государственных стандартов и норм при проектировании объектов.
В кодексе необходимо также определить требования к страховщикам, которые вправе осуществлять данный вид страхования, а также механизм, позволяющий принимать решения о соответствии страховых компаний необходимым требованиям. Ведь страхование строительных рисков является одним из самых сложных и наукоемких видов страхования, требующим специфического опыта.
Градостроительный кодекс нуждается в серьезной доработке, в которой должно принять более активное участие профессиональное сообщество страховщиков, специализирующихся на страховании строительных рисков. Ведь большинство страховых технологий не надо изобретать, они уже придуманы и действуют. Возможно одним из первых шагов в этом направлении может стать создание Ассоциации страховщиков строительных рисков, которая поможет законодателям адаптировать проект Кодекса к специфике строительного страхования. В этом случае, думаю, что выгодоприобретателями, а в профессиональном лексиконе страховщиков есть такое понятие, станут все.
А.С.МИЛЛЕРМАН
к.т.н., академик РАТ,
доктор транспорта,
генеральный директор
страховой компании САО «ГЕФЕСТ»
03.12.2004 15:13 |
Информация по материалам [ ] |
|
|