ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: СИТУАЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
По оценке экспертов, емкость рынка светотехники России в 2003 г. составляла более 400 миллионов долларов. Происходит постоянный рост потребления при сохранении стабильной ситуации в течение последних лет, в первую очередь связанный с сохранением курса рубля по отношению к доллару. Это благоприятно сказывается как на экспортно-импортных операциях, так и на потреблении продукции населением и предприятиями. Еще один критерий, обеспечивающий развитие – рост темпов жилищного и промышленного строительства, являющегося одним из основных потребителей данного вида продукции.
Наиболее высок уровень насыщенности рынка в продаже светильников, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге. Наблюдается переизбыток бытовых светильников, к тому же перенасыщен элитный сегмент, а также светильники с хрустальными элементами.
По ценовым группам светильники, можно разбить на четыре группы:
1. Дешевые, в большинстве своем отечественные светильники, стоимостью 30-60 долларов.
2. Импортные светильники из Польши, Турции, ОАЭ, стоимостью до 100 долларов
3. Импорт из Италии, Испании, Германии, Австрии, стоимостью 100-500 долларов.
4. Элитные светильники с авторским дизайном, в основном из Италии и Австрии, стоимостью выше 500 долларов.
По мнению экспертов, существует сезонность в потреблении светотехнической продукции некоторыми группами потребителей. Она связана со следующими причинами колебания спроса:
- Сезон ремонтов, приходящийся с апреля по август, приводит к возрастанию спроса на внутреннее и наружное общее освещение офисных и промышленных зданий, а также на интерьерное освещение офисов.
- Сезон ремонтов частных квартир приходится на апрель – июнь при спаде в июле-августе, спрос на светотехническую продукцию для дома возобновляется в сентябре.
- К началу учебного года (август – сентябрь) возрастает спрос на настольные лампы и внутреннее освещение школ – потолочные светильники, в том числе встраиваемые.
- На конец года приходится пик спроса по всей номенклатуре продукции, обусловленный как сдачей объектов строителями, так и покупательской активностью населения перед Новым годом.
- По этой же причине январь – период наименьшей активности в приобретении продукции всеми группами потребителей.
По словам генерального директора светотехнической компании «Marbel» (г.Санкт-Петербург) Рамиза ИСМАИЛОВА (на фото), в Санкт-Петербурге в 2004 г. действует около 170 фирм. Из них к крупным относится около 15, которые совместно контролируют не менее 70% рынка. Численность компаний, действующих в отрасли, непрерывно растет, на рынке постоянно появляются новые игроки.
В 2003 г. в Москве и московском регионе, как сообщил генеральный директор компании «Марбел-М» (г.Москва) Алексей ТИХОНОВ, насчитывается около 1 900 частных фирм, действующих в сфере продаж светотехники. По экспертной оценке, это в 8-10 раз больше, чем было 5-6 лет назад.
Особенностью данного рынка является то, что крупные фирмы, имеющие широкий ассортимент продукции, что является их конкурентным преимуществом по сравнению с мелкими, для поддержания этого преимущества зачастую кооперируются со своими конкурентами, чтобы иметь необходимый товарный запас.
Крупные фирмы, давно действующие на рынке, будут поддерживать широту ассортимента, являющуюся для них конкурентным преимуществом в стратегической группе потребителей – у строительных организаций. Малые фирмы, как вновь входящие, так и существующие на рынке, наоборот, будут все больше специализироваться по видам изделий. Тенденция усиления конкуренции будет продолжаться за счет дальнейшего роста численности малых фирм, специализирующихся на отдельных видах продукции, а также расширения деятельности крупных торговых сетей, таких, например, как «ИКЕА».
Петербургские компании, занимающиеся комплектацией магазинов и ресторанов, среди мест покупки светотехнического оборудования назвали преимущественно крупные сетевые магазины, в ассортименте которых есть товары для дома и ремонта, такие как: Лаверна, Мегамарт, а также стройбазу Рыбинская.
Для петербургских компаний, занимающихся малоэтажным и коттеджным строительством характерно совершение покупок светотехнического оборудования как в компаниях-продавцах данной продукции, так и в крупных магазинах. Московские компании, занимающиеся малоэтажным и коттеджным строительством, также предпочитают совершать покупки светотехнического оборудования как в компаниях, торгующих светотехническим оборудованием, так и магазинах.
Наиболее востребованными видами оборудования у представителей группы реальных потребителей можно назвать потолочные светильники, потолочные встраиваемые светильники, настенные светильники, а также люминесцентные лампы.
Наименее востребованным видом оборудования у указанной группы являются: компактные светильники (влагозащитные), компактные светильники (интерьерное освещение), а также конструкторы и трансформаторы стандартные.
Промежуточное положение занимает достаточно большой перечень видов светотехнического оборудования. Эти виды оборудования закупаются время от времени. В данную группу можно отнести такие виды, как: влагозащищенные светильники, встраиваемые светильники, лампы галогенные, лампы галогенные в отражателях, лампы различные, ландшафтные светильники, мебельные светильники, метало-галогенные лампы, настенные встраиваемые светильники, осветительные системы, прожекторы, пускорегулирующие устройства, светоидные источники света, фасадные светильники, экспозиционные светильники и электронные преобразователи напряжения.
Что касается условий поставки светотехнического оборудования, то наиболее распространенными и привычными можно назвать 3 схемы:
1. 100% оплата наличными по факту поставки:
2. Поэтапная оплата с первым взносом от 50 до 70%:
3. Предоплата в размере 100%:
Следует отметить, что практически все компании работают сразу по нескольким схемам.
Возможность быстрой замены некачественных изделий важна всем группам реальных потребителей и свидетельствует о порядочности фирмы, продающей светотехническое оборудование.
Благодарим Компанию «Marbel»
за предоставленную информацию
03.12.2004 15:05 |
Информация по материалам [ ] |
|
|